репортаж

Итак, знаменитые ирландцы сделали то, что еще не так давно казалось невероятным и являлось предметом дискуссий и анекдотов: посетили Россию!
Скажу сразу: у меня такое впечатление, что они это сделали в три захода: в 2008 году в рамках фильма «U2 3D» (на который, к сожалению, не смог попасть), а в прошлом в рамках опять же фильма «Приготовьтесь, будет громко» (Эдж и Даллас Шу, а также Джимми Пейдж из Led Zeppelin и Джек Уайт из The White Stripes).
Не обошлось без провокаций, например, повествования о посещении резиденции Медведева, в рамках которой Боно якобы проигнорировал послание защитников Химкинского леса.
Что на это сказать?
1.Вообще говоря, товарищи, расспрашивающий Медведева в его резиденции о состоянии Химкинского леса Боно – это все равно, что Шевчук или Гребенщиков расспрашивали бы в резиденции Барака Обаму по поводу нефтяных пятен или неплодородных американских земель. Улавливаете?
А возможные замечания о взаимном самопиаре не лишены оснований: в принципе, Дмитрий Медведев в качестве очередного козыря постоянно задействует свое положительное отношение к рок-музыке.
2.Основные организаторы пикета не производят впечатления по-настоящему дееспособных персонажей, создается ощущение самопиара за счет известных музыкантов.
3.Произнесенная Боно фраза о том, что он понимает смысл фразы «заткнитесь», относилась не только к участникам акции, но и к самому себе. Так, на всякий случай.
4.Боно в конце концов состоянием Химкинского леса поинтересовался. И Медведев-таки поставил этот вопрос на рассмотрение. Так что закончены спекуляции.
5.Фигура Шевчука в нашем репортаже еще появится.

Итак … 25 августа в целом оказалось крайне суетным днем для меня. По дороге на работу обнаружил, что оставил дома сотовый телефон, без которого как без рук. За отсутствием работы выпросил себе разрешение оставшиеся два дня не появляться в офисе и метнулся домой. В чем-то даже был смысл, ибо тащиться на концерт с заполненной до краев рабочей сумкой было бы неудобно. Взял телефон, пообедал, после чего поехал на станцию метро «Кропоткинская» встречать друга, Ярослава, отмечавшего, между прочим, день рождения (такой вот подарок был приготовлен ему еще заведомо в самом начале года).
С членами фан-клуба U2 встретиться, увы, у меня уже в этот день не получилось.
В некотором смысле мы даже и не пожалели, что не смогли проникнуть в кольцо: представляю себе, какая была стена звука там. Потому что так лучше слышна музыка.
До выступления и Snow Patrol, и U2, что называется, нагнеталась атмосфера – ставились песни разных исполнителей, из запомнившихся – The Cure, Placebo, Джон Леннон, и еще нечто, напомнившее A-ha.
И вот он разогрев, Snow Patrol. И тоже в первый раз в России.
Очередные музыканты, обреченные на постоянное сравнение с U2, в одной цепочке с Coldplay, The Killers, Reamonn (частично) и так далее. Из сего ряда разве что латыши BrainStorm смотрятся выигрышно. В целом это сравнение артистов «U2-like» напоминает сравнение музыкантов из Финляндии с постоянным выражением наибольшего почтения группе HIM (на мой взгляд, не особенно заслуженного).
Неизвестно, можно ли это считать причиной подобных разогревов, но Coldplay, The Killers и Snow Patrol уже выступали в качестве разогрева U2 по миру. Обратите внимание и на то, что Snow Patrol из Великобритании, но некоторые участники коллектива из Северной Ирландии. Так что могло иметь место землячество.
От выступления ассоциации с Coldplay усилились, но, к сожалению, студийные записи их слышал от силы две-три, тогда как музыка Coldplay знакома именно в студийном варианте.
Музыканты Snow Patrol способны создавать интересные номера в тот момент, когда они не зациклены на всеобщей традиции пост-брит-попа. «Shut Yor Eyes», например, смело назову заслуженным шлягером. Способность создавать стену звука опять-таки. Отмечу как по-настоящему цепляющую «примочку» также удачно подобранный имидж, например, галлахеровский типаж у фронтмена.
К сожалению, комплименты на этом заканчиваются, поскольку интересный материал у музыкантов иссяк к середине выступления. Последовавшее представляло собой бесконечные вариации на тему брит-попа и пост-брит-попа. Да, музыка Snow Patrol не настолько сладенькая, как у Coldplay, но зато у Coldplay звук более насыщенный. Так что согласен с Ярославом, предпочитавшим бы посмотреть Muse на разогреве.
Отыграли … и выступления U2 пришлось «еще» подождать где-то с час. Затянувшаяся настройка звука, так сказать, игра «Угадай мелодию», посвященная U2. И я угадывал большинство.
За несколько минут уже до выступления стало ясно, что прошедший солнечный день закончится дождем. Ну дождевики еще куда ни шло, но изобилие зонтиков (противших впечатление во время концерта в целом) – это уже чересчур.
Фирменные приветствия («волны»), клевер, само собой, ирландский, флаг, разумеется, тоже ирландский, часы, по собственной системе отсчитывающие оставшееся время… Заполнившийся зал (утверждающим, что концерт провален, двойку за репортаж – народ только на задних трибунах отсутствовал)
Ну и вот пробил час…
Рассказывая про общие впечатления, просто выражу согласие с утверждением, что музыканты способны превращать в элементы шоу все вокруг происходящее.
Ну вот чего, казалось бы, еще: заведомо оригинальная сцена (к сравнениям с крабом добавлю наличие зонтиков, что ли), предвигающиеся лестницы, 3D-экран, постоянные импровизации … но U2 даже дождь умудрились превратить в спецэффект! Никто не заметил, когда дождь разразился, когда он кончился.
И, разумеется, не обошлось без политики. Разговоры о проблемах Африки или, скажем, Восточной Азии (но не получасовые трактаты!) компенсировались положительными высказываниям в адрес России (и в том числе насчет ее роли в победе во Второй Мировой). Осторожные комплименты в адрес Горбачева (да-да, товарищи, не подхалимаж, как и у Элиса Купера при оценке политиков, и, между прочим, обоснованные – без Горбачева вы бы не увидели на U2, ни «Монстров рока», ни Мадонну, ни кого бы там ни было еще из мирового списка!). В любом случае все это не мешало проведению концерта. Равнодушными к этому на тот момент оставались разве что отечественные жандармы, закрывшие «Гринпис России», The ONE Campaign и Amnesty International по собственному ментовскому, простите за вульгарность, беспределу.
Рассказывая, почему до сих пор не приезжали в нашу страну, музыканты отшучивались, может быть, даже не совсем удачно, но … товарищи, предположим, назвали бы они причину. Вам было бы приятно эту причину услышать, коли бы она оказалась далека от комплимента??? То-то же!
Вообще отмечу, что музыканты постоянно шутили, в том числе над самими собой. Даже «молчаливые» Ларри Маллен. И этому – верю. А телевизионный или таблоидный имидж Боно и компании как музыкантов – политических всезнаек, набивающих себе цену благотворительностью, – это не имидж, а часть имиджа, выгодная СМИ.
К слову, СМИ. Я так и не понял до сих пор, почему U2 поддержали не радио MAXIMUM, 95.2 или 99.6, а Europa plus, где U2 не часто услышишь. Аналогичная ситуация с концертами Queen 2008 года и A-ha прошлогодним.
В общем, даже если была значительная доля лукавства в концерте, так сказать, кокетство от классиков, отрепетированный спектакль, то классики справились с такой задачей блестяще. А что вы хотели, лицезреть едва научившихся или вообще не способных играть музыкантов, списывающих свою неумение на «неформатность»? Пора бы уже начать показывать по телеящику вместо всяких «Домов-2» с «Фабриками Звезд» и подобным ТВ-добром концерты мировых артистов, заниматься культурным просветительством. Для начинающих музыкантов польза.
ИСПОЛНЕННОЕ
Return Of The Stingray Guitar
Beautiful Day
New Year's Day
Get On Your Boots
Magnificent
Mysterious Ways
Elevation
Until The End Of The World
I Still Haven't Found What I'm Looking For
Pride (In The Name Of Love)
In A Little While
Miss Sarajevo
City Of Blinding Lights
Vertigo
I'll Go Crazy If I Don't Go Crazy Tonight
Sunday Bloody Sunday
MLK
Walk On

One
Amazing Grace / Where The Streets Have No Name

Ultraviolet (Light My Way)
With Or Without You
Knockin' On Heaven's Door
Moment of Surrender

Небольшая ложка дегтя: обидно было то, что проигнорировали весь материал первых двух альбомов.
И еще: уж не знаю почему, но не нравится мне песня «Get On Your Boots», вообще не понимаю ее. Но ее исполнение во время концерта мне понравилось.
И, наконец, эпизод с Шевчуком. Неожиданность. И приятная неожиданность. Иного выбора быть не могло. Пикантный момент такой: в плане музыки ДДТ и U2 не пересекаются особо, в этом смысле больше подходила кандидатура Мумий Тролля, BrainStorm или Би-2. Но тематика песен у U2 и ДДТ во многом является схожей. Как и общественные поступки (политизированность, благотворительность). Единственное что – ну не может группа уровня ДДТ быть на разогреве, выступление ДДТ и U2 возможно разве что в рамках рок-фестиваля (о чем и мечтал Шевчук в 2003 году, еще тогда пытаясь привезти U2, заодно Radiohead на «Окна»).
Мне совместное выступление понравилось. По поводу выбора песни – удивительно, но почему-то еще нигде не было отмечено, что Шевчук, по сути, повторил сделанное самим собой еще в девяностых: его песня «Дорога» по музыкальной части сильно напоминает произведение Боба Дилана.

Впечатления от концерта положительные. Считаю, что он прошел … оригинально. Возможно, со мной не согласятся заядлые ценители. Я-то проникся всего два года назад этим, потому имею право так ошибочно оценивать.
И еще. Особенность U2 (а также Simple Minds или INXS) – их музыка … удивительно светла. Независимо от смысла произведения, горьковатых интонаций в песне, эти музыканты обладают способностью преподносить материал с положительными эмоциями, это тот самый драйв, это та самая непосредственность. Плюс находчивость. U2 ведь в свое время отказались от концепции быть как … нет, не The Beatles, а The Rolling Stones, от вычурности в стиле Queen: в итоге все три коллектива оказались в восьмидесятых равноценными. И уж тем более U2 не захотели играть по правилам, упаси боже, хэви-метала (из которого ироничным для тех времен можно было разве что глэм-метал в некоторой мере признавать, ну а также треш … но не хэви в собственном смысле и не пауэр). Элементами прогрессивного рока музыку U2 потом наполнил Брайан Ино. В то же время чем отличались U2 от соратников по пост-панку/новой волне? А вслушайтесь? Joy Division, The Cure, Sisters Of Mercy и подобные … да, превосходно, но мрачновато. Готичненько. А у U2 пост-панк приготовлен по-светлому.
И я благодарен коллективу за то, что в этом убедился еще раз. Премного.

mariya
аватар: mariya
Не в сети
С нами с: 20.11.2009
Сообщения:
Re: репортаж

Люблю, когда в произведении виден автор. Прямо отчётливо вижу тебя Александр Сергеич за этими строками. Молодец.

Yana Red
аватар: Yana Red
Не в сети

Координаты

Москва
Россия
55° 45' 6.6564" N, 37° 37' 41.4264" E
С нами с: 29.03.2009
Сообщения:
Re: репортаж

Очень понравилось!!!
И не могу не согласиться с "Особенность U2 – их музыка … удивительно светла. Независимо от смысла произведения, горьковатых интонаций в песне, эти музыканты обладают способностью преподносить материал с положительными эмоциями, это тот самый драйв, это та самая непосредственность." Очень точно подмечено.

deemon
аватар: deemon
Не в сети

Координаты

омск
Россия
С нами с: 02.07.2009
Сообщения:
Re: репортаж

Класс.
Из SP мне очень понравились 2 песни с "симметричными" названиями - Open Your Eyes и Shut Your Eyes - не помню, как в "студии", но вживую звучали отлично просто.
По поподу "бутс" - со мной на концерте был товарищ, который кроме "One" ничего раньше из U2 не слышал - так вот, ему больше всех запомнилась именно "Get on your boots") Видимо, из-за ее быстрого темпа. Остальные песни, как он сказал, были очень похожи друг на друга)))

Midnight is where the day begins

designzzz
аватар: designzzz
Не в сети
С нами с: 30.08.2010
Сообщения:
Re: репортаж

меня тоже сильно удивила инфоподдержка от Европы плюс..несколько неожиданно ))
возможно я слишком давно не слышал эту радиостанцию?) про слегка готичную музыку коллег U2 по 80м годам - эт точно.. эх..интересно, чем бы сейчас занимались INXS..?
было бы интересно узнать (
спасибо за репортаж!